НЕлекция: разбирались в тонкостях грамматики

НЕлекция: разбирались в тонкостях грамматики


НЕлекция: разбирались в тонкостях грамматики

«Ох уж эта грамматика!» – и это не только название очередной НЕлекции просветительского проекта Союза женщин Кузбасса и Государственной библиотеки Кузбасса для детей и молодёжи #русскийдлявсех, но и утверждения некоторых слушателей уже после встречи.

А всё потому, что в этом разделе русского языка не только много интересного, но и достаточно такого, обо что спотыкаемся. К примеру, распределение по родам было осуществлено еще в античности, этим вопросом занимался, например, древнегреческий философ Протагор, но за столь долгий период не все вопросы с данной категорией решены. Так, вариант манжета – правильный (независимо от значения этого слова), а признавать или нет вариант манжет нормативным – в этом у лингвистов единой позиции пока нет.

Или пенальти – точный или точное? В Большом толковом словаре это слово мужского рода, а в орфографическом и орфоэпическом – мужского и среднего.

image_0

Вместе с кандидатом филологических наук Ниной Георгиевной Гордеевой поиграли в «Третий лишний»: вспомнили слова, определение рода которых вызывает затруднение («прорубь» в русском языке женского рода, как и «антресоль», «бутыль» «гантель», «фланель», «канифоль», «консоль»… Между тем слова «шампунь», «аэрозоль», «толь», «тюль», «кладезь», «полироль», «пасквиль», «водевиль», «эндшпиль», «бемоль» относятся к мужскому роду). Кстати, что интересно: существительных женского рода в русском языке больше, чем слов мужского рода. Лингвисты подсчитали, что существительных мужского рода всего около 40,5%, женского рода – 43% и среднего рода всего-то около 16,5%

image_0

На встрече говорили и об одной уникальной части речи – числительном, склонение которой – одна из наиболее частых морфологических ошибок. Повторили, как склоняются количественные и дробные числительные; вспомнили, сколько в нашем языке собирательных числительных (всего девять!) и с какими существительными и местоимениями они используются.

Обратили внимание и на некоторые синтаксические ошибки, например, в разговорной речи часто появляется лишнее «то» в конструкциях «сказать, что», «подумать, что» и подобных; часто не различаем конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (беспокоиться о ком-либо, но тревожиться за кого-нибудь; уверенность в чём-либо, но вера во что-либо и т.п.).

image_0

Словом, вспоминали, узнавали новое, удивлялись! В мае продолжим погружаться в тайны русского языка. 

Напомним, проект реализуется в рамках акции Союза женщин России «За красоту родного языка!» социокультурного проекта «Мы – за читающую Россию!»

image_0 image_0



Поделиться:
Сферы деятельности: Культура и духовность