"Женское лицо Победы" Малютина Лидия Васильевна

"Женское лицо Победы" Малютина Лидия Васильевна


"Женское лицо Победы" Малютина Лидия Васильевна

Тамбовское региональное отделение СЖР продолжает цикл публикаций о женщинах области, принимавших участие в Великой Отечественной войне и внесших особый вклад в Великую Победу.

Малютина Лидия Васильевна родилась в 1919 в г. Славгород Барнаульского уезда Томской губернии. Окончила среднюю школу, затем Пермский государственный медицинский институт. 

         В 1942 мобилизована в РККА. Служила хирургом-ординатором эвакогоспиталя № 1538 (Архангельский военный округ), затем медико‑санитарной роты 11-й лыжной бригады 2-й ударной армии Волховского фронта. Принимала участие в боях по снятию блокады г. Ленинграда. В марте-сентябре 1943 − хирург-ординатор госпиталя № 1737 4-й ударной армии Волховского фронта. 

         Из воспоминаний Л.В. Малютиной от 1996: «[...]. В 1942 г. весной после госэкзаменов весь наш курс (кроме ребят, которых перевели в г. Куйбышев) санитарным поездом отправили в г. Вологду на курсы усовершенствования старшего медсостава, где мы должны были учиться три месяца. Но нас уже через три недели начали отправлять в формирующиеся воинские соединения. Меня с подругой направили в лыжную бригаду, которая формировалась в лагере «Лахта» под Архангельском. Начальник медсанслужбы доктор Гладков встретил меня криком: «Боже мой, скоро бой, а мне детский сад надо открывать».

         В лагере началась настоящая военная жизнь. Время распорядилось не по часам, а по минутам, как говорится до седьмого пота. Начались тренировки на лыжах, [по] сборке и разборке палаток, развертыванию операционных и перевязочных столов и т.д. Когда бригада была полностью укомплектована, нас в теплушках отвезли в г. Тихвин.

         В ночь под Новый 1943 год весь Волховский фронт выступил на соединение с Ленинградским фронтом. Задача – прорвать блокаду г. Ленинграда. Двинулась туда масса различных воинских соединений. Ночь была очень холодная, ветреная, мы все на лыжах в маскировочных халатах, лица закрыты шерстяными шлемами, запрещено разговаривать, курить, чиркать спички. Получили приказ срочно развернуть палатки и быть готовыми к приему раненых. Началась артподготовка, все кругом загрохотало, загремело, земля содрогалась, все горело, наша артиллерия била через нас. И вдруг все замерло. Такая тишина – до звона в ушах. И где-то издалека послышалось «Ура-а-а…». Это наша пехота пошла в бой.

         Не успели опомниться, а к нам начали поступать раненые, закипела работа. Не успеют одного раненого снять со стола, как уже другого кладут. Не отрывая глаз от ран, с лица твоего пот градом, только даешь команду: «Сотрите пот» или «Дайте напиться». Если чуть-чуть схлынет поток раненых, успеем друг другу головы облить холодной водой и снова к столу. Кроме первичной обработки ран, остановки кровотечения, введения противостолбнячной и противогангренозной сыворотки, на раненых заводилась карта передового района – документ, с которым он следовал на следующий этап. Всю эту писанину и инъекции выполняли медсестры и фельдшеры, которым врач только успевал диктовать. А раненых все везли, несли, а кто-то сам шел, кто-то полз, кто-то как мог добирался до нас.

         После боев (ох, как мало осталось в живых) нас отвели на отдых в лесок, в огромную палатку. Мы как вошли в нее, так и попадали, кто где стоял, даже не расстегнули полушубков. От сильного переутомления у нас начались звуковые галлюцинации, и мы будили друг друга, крича: «Подъем! Раненые поступают». Долго не могли отдохнуть, не могли отмыть руки, они от крови были коричневыми. Потом к нам приходил начальник медслужбы и благодарил за работу, за стойкость и выносливость, за быстроту.

         Бои закончились, блокада Ленинграда была прорвана, но война еще далеко не закончилась. Так как нас осталось очень мало, часть нашу расформировали, и я попала в госпиталь под Ленинград на станцию Хвойная. После работы на передовой жизнь в госпитале показалась раем: можно было помыться, поспать в постели, поесть за столом, поработать в настоящих операционных и перевязочных и, самое главное, было у кого поучиться. Да и бомбили госпиталь редко. Работы тоже было много. Но это уже не передовая. Летом, когда бои затихли, раненых поступало меньше, и нам удавалось делать даже плановые операции.

         Работали, спасая раненых. Так продолжались обычные военные будни до незабываемого дня Победы».

         Л.В. Малютина демобилизована в сентябре 1943 по состоянию здоровья, капитан медицинской службы. 

         После демобилизации работала врачом-терапевтом, заведующим районным отделом здравоохранения, заведующим терапевтическим и туберкулезным отделениями медсанчасти в Свердловской области. Член ВКП(б) с 1947. 

         С 1969 проживала и работала в г. Котовске Тамбовской области заведующим терапевтическим отделением, врачом-терапевтом городской больницы. Ушла из жизни в 2005. 

         Награждена орденом Отечественной войны II степени (1985), боевыми медалями. 

image_0

    Материал подготовлен Тамбовским региональным отделением СЖР    


Поделиться:
Сферы деятельности: Культура и духовность,
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей