Наталья Баскова: В Екатеринбурге Межрегиональный форум «Театр+школа: точки роста» показал потенциал Челябинской области
2 ноября 2020
С 27 по 29 октября 2020 в Екатеринбурге прошел межрегиональный форум «Театр+школа: точки роста». Форум проводился в рамках проекта Камерного музыкального театра Эль Арт «Культурно-просветительская платформа «Театр + школа: точки роста» при поддержке Союза женщин России и Екатеринбургского Дома Учителя.
Наталья Баскова, председатель ЧРО СЖР и Мария Петрова представляли на Форуме Челябинскую область. «Создание пространства для профессиональной дискуссии и обмена опытом в области театральной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности стало целью проведения форума. В период пандемии мероприятия проводились в режиме онлайн. Но от этого они не стали менее заметными», - сказала Наталья Баскова.
На форуме женщины онлайн обсудили:
- взаимодействие профессионального театра со школьными коллективами (выявление и поддержка одаренных детей);
- воспитание зрительской культуры современных детей;
- использование театральных технологий в образовательной деятельности учителя и воспитателя.
28 октября в рамках межрегионального форума «Театр + школа: точки роста» состоялось награждение победителей и лауреатов фестиваля-конкурса творческих работ педагогических работников «Весь мир - театр».
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание всесторонне развитой личности, а это предполагает изменение позиций учителя как организатора образовательного процесса. Роль педагога сегодня значительно возрастает. Являясь представителем взрослого сообщества, педагог находится и общается с ребенком порой больше времени, чем родители. Это, безусловно, оказывает огромное влияние на формирование отношения ребенка к миру. Поэтому современный педагог должен быть креативной, творческой личностью, быть интересен ребенку. Именно эти качества позволяют педагогу преобразовать учебную деятельность в творческий процесс.
Кроме этого, педагог ежедневно создает атмосферу, в которой проходят занятия, его действия и стиль поведения, как правило, бессознательно присваиваются детьми и становятся своеобразной культурной моделью поведения и восприятия мира.
Поэтому с целью поддержания творческого начала у педагогов, создания культурной образовательной среды современного школьника, в рамках проекта «Культурно-просветительская платформа «Театр + школа: точки роста», при поддержке Общероссийской общественно-государственная организации «Союз женщин России», московского Камерного музыкального театра «Эль-Арт», весной 2020 года сотрудниками «Екатеринбургского Дома Учителя» был задуман и организован Фестиваль – конкурс творческих работ педагогов «Весь мир – театр».
Организаторы конкурса ставили перед собой задачу не только создания условий для реализации творческих инициатив и творческого потенциала педагогов, но привлечение их внимания к теме театра и театральной педагогики.
Конкурс проводился по двум номинациям «Художественная фотография» и «Живопись». В каждой номинации участники конкурса могли представить работы по 6 направлениям: «Город — как сцена», «Здесь и сейчас», «Лицо», «Декорации вокруг нас», «Движение в искусстве», «Я и Театр» и в полной мере реализовать свои творческий возможности, а также посмотреть на окружающий мир сквозь призму театрального действа.
Конкурс стартовал 10 июля и в течение трех месяцев педагоги образовательных организаций из разных городов и сел Уральского Федерального округа, таких как Екатеринбург, Тюмень, Курган, Тобольск, Ревда, Березовский, Невьянск и многих других населенных пунктов, присылали в оргкомитет свои заявки и работы. Всего на конкурс было подано 164 заявки, было прислано 420 работ, в том числе: в номинации «Живопись» - 42 заявки, 82 конкурсных работы; в номинации «Художественная фотография» подано 122 заявки и 338 работ.
Конкурсных работ оценивало жюри, в состав которого вошли такие признанные эксперты как: Феофанов Сергей Григорьевич, художник-сценограф, художник - постановщик, член Московского Союза Художников и Союза художников России, лауреат Российских и международных премий. Шубин Анатолий Алексеевич, главный художник «Екатеринбургского Театра юного зрителя». Ярош Александр Владимирович, художник-фотограф, член Свердловского Регионального Общественного Фонда развития кино и телевидения для детей и юношества «Возрождение», член Союза Кинематографистов «Киносоюз».
В составе жюри работали и сами педагоги: Жлудова Ирина Юрьевна, руководитель Городской педагогической Ассоциации учителей предметной области «Искусство», Чердынцева Мария Сергеевна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Дом детства и юношества».
В силу сложившихся обстоятельств, организаторы не смоги, как планировалось, собрать всех участников и финалистов конкурса на торжественную церемонию оглашения результатов и награждение. В рамках финала также планировалась выставка лучших конкурсных работ на площадке Екатеринбургского Театра юного зрителя.
Но финал состоялся в режиме онлайн и участники конкурса, участники межрегионального форума из разных городов Уральского Федерального округ и многих других городов страны смогли увидеть не только церемонию награждения, но и посетить виртуальную выставку лучших работ педагогов.
На выставке была представлена только небольшая часть работ. Выбрать лучшие было сложно, т.к. большинство работ участников приятно удивляют своим профессионализмом и творческой индивидуальностью. Об этом говорят и члены жюри. Доверенное лицо Председателя Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» Галина Михайловна Федосеева, которая являлась председателем жюри, поздравила финалистов и победителей конкурса и сообщила о планах Союза женщин России организовать весной в Москве уже не виртуальную, а реальную выставку работ наших педагогов – участников конкурса.
По результатам оценок жюри в номинации «Художественная фотография», финалистами конкурса стали:
Иванцова Татьяна Константиновна, преподаватель Невьянской детской художественной школы (работа «На свободе»)
Авдюкова Кристина Альбертовна, воспитатель детского сада «Аленушка», филиал д/с «Светлячок» г. Заводоуковск Тюменская область (работа «Краски природы»)
Крылова Ксения Федоровна, учитель СОШ №203 «Родники» г. Екатеринбург (работа «Полет над уровнем моря»)
Лауреатами конкурса третьей степени в номинации «Художественная фотография стали сразу три работы, набравшие одинаковое количество баллов.
Шишкина Евгения Дмитриевна, учитель ИЗО МАОУ СОШ №26 г.Тюмень (работа «Монохром»)
Шатунова Светлана Андреевна, педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ №215 «Созвездие» г. Екатеринбург (работа «Осталась надежда»)
Пиманенко Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №18 г.Екатеринбург (работа «Весь мир - театр»)
Лауреатом конкурса второй степени стала работа «Вдохновение» Костенко Ирины Васильевны, режиссера театральной студии «Дебют» «Городского культурно – досугового центра» Дворец Культуры «Современник» г.Берёзовский Свердловской области, а также работа «Анна, начало» автор Карпов Игорь Викторович, педагог дополнительного образования Дворца учащейся молодежи «Смена» г. Челябинск.
Победителем конкурса творческих работ «Весь мир-театр» в номинации «Художественная фотография» признана работа «Бездорожье». Автор Шаркунов Александр Вячеславович, учитель английского языка МАОУ СОШ № 67 с УИОП г. Екатеринбург. Вторая его работа «Яблоко» стала финалистом конкурса.
В номинации «Живопись» диплом финалиста конкурса получили:
Зверович Светлана Казимировна, педагог дополнительного образования МАОУ Гимназия №8 "Лицей имени С. П. Дягилева" г. Екатеринбург (работа «Прогулка»).
Пискайкина Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования МАОУ СОШ № 62 г. Тюмень (работа «Арлекино»).
Клепалова Ксения Владимировна, учитель МАОУ СОШ №17 г.Тобольск (работа «Вся жизнь – театр»)
Сонькина Екатерина Андреевна, педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №62 г. Екатеринбург (работа «Весенний образ»)
Масленников Олег Вениаминович, преподаватель детской художественной школы г.Невьянск (работа «Катя»).
Лауреатом конкурса третьей степени стала работа «Театр дель арте». Автор Короткова Наталья Александровна, учитель ИЗО МБОУ СОШ №5 г. Сургут (ХМАО).
Диплом лауреата 2 степени получила Мухаметова Альфея Фахриттиновна, художник-педагог Фонда развития "Содружество" г.Тюмень за работу «Сотая зима». В число финалистов вошла еще одна ее работа - «На стойбище».
Победителем конкурса в номинации «Живопись» стала работа «Святочные гадания» Девятых Елизаветы Евгеньевны, преподавателя ЕДШИ №15 г. Екатеринбург
Согласно Положению о конкурсе члены жюри могли рекомендовать оргкомитету кандидатуры участников для определения дополнительных номинаций. И члены жюри воспользовались этим правом: в номинации «Живопись» была введена дополнительная номинация «Признание профессионалов». Победителем в этой номинации стала работа «Катя» (автор Масленников Олег Вениаминович преподаватель Невьянской детской художественной школы) Вместе с дипломом в г. Невьянск ему будет отправлен набор «Акварель» для работы на пленэре.
В течение двух недель проводилось интернет голосование за лучшие работы участников конкурса. В голосовании приняли участие 1612 человек. В номинации «Фотография» 986 голосов было отдано за работу Пиманенко Анна Викторовна, учителя начальных классов МБОУ СОШ №18 г. Екатеринбург «Весь мир - театр». Анне Викторовне был вручен Диплом победителя в номинации «Приз зрительских симпатий» и подарок.
В номинации «Живопись» наибольшее число голосов (222) было отдано за работу «Говорящая с духами» Коротковой Наталии Александровны, учителя ИЗО МБОУ СОШ № 5 г. Сургут
В номинации «Художественная фотография» на конкурс неожиданно много поступило работ с изображениями клоунов и клоунесс и организаторы приняли решение провести отдельное онлайн-голосование за "Лучшего клоуна". Победителем в номинации «Лучший образ клоуна» стала работа: «Театр это радость», автор Серикова Надежда Хамзаевна, воспитатель детского сада «Сказка», филиал детского сада «Светлячок» город Заводоуковск Тюменская область.
Все победители и лауреаты получили ценные призы и памятные подарки. Участники и финалисты кроме слов благодарности за организацию конкурса говорили о необходимости таких мероприятий, что творчество помогает им сохранять психологическое здоровье, их творческая увлеченность заражает их учеников и воспитанников. Конкурс завершен, но не завершена работа с нашими дорогими учителями и есть время подумать о реализации новых творческих мероприятий для педагогов.
Материал подготовлен Челябинским региональным отделением СЖР